Эффективные пути адаптации студентов СПО к реальному рынку труда. Импакт-исследование методологии IThub

Эффективные пути адаптации студентов СПО к реальному рынку труда. Импакт-исследование методологии IThub

Колледж информационных и креативных технологий IThub представляет результаты исследования влияния методологии бизнес-ориентированного обучения на адаптацию своих студентов к требованиям современного рынка труда. Импакт-исследование, проводимое с 2021 года, выявило ключевые барьеры для трудоустройства студентов системы СПО и позволило разработать эффективные стратегии их преодоления.

Андрей Андрусов, сооснователь Центра «Соль»: «Последние десять лет работа нашей команды связана с исследованием социального воздействия. Эта тема важная и находится на самой ранней стадии не только в России, но и в мире. Поэтому во всех портфельных компаниях мы внедряем измерение импакта, чтобы миссия была не декларацией, а реальным ориентиром со своими целями и метриками.

Одним из примеров такой работы стало исследование импакта колледжа IThub. Его миссия, которая по сути не менялась со времён наших первых инвестиций в компанию, фокусируется на изменении не только жизни студентов, но и всей сферы среднего профобразования. И вот IThub провёл исследование, которое показывает, насколько он работает в этих направлениях.

Главное, что я вижу из исследования, это то, что на выходе из IThub студенты не просто готовы работать, подавляющее большинство из них уже работает, причём 70% из них по специальности или близко к ней. Это отличный результат. Кроме того, меняется отношение работодателей к среднему профобразованию и опыт IThub перенимают другие колледжи. Поэтому мы верим в то, что наши инвестиции оказывают позитивное и масштабное воздействие на отрасль».

Ганул Вайда, заместитель директора колледжа IThub по воспитательной работе и контролю качества, руководитель департамента развития личности и контроля качества ГК IThub: «Наше исследование подтверждает: успешное трудоустройство студентов достигается через активное участие в стажировках, бизнес-инкубаторах и развитии soft skills — при этом поддержка семьи, создание карьерных центров и формирование нетворкинга внутри колледжа играют ключевую роль в построении осознанного профессионального пути. Вместе с тем, необходимо учитывать наличие категории студентов с низкой мотивацией к трудоустройству, поэтому требуется дополнительная работа по вовлечению и развитию ответственности с первых курсов».

Вызовы СПО в условиях современного рынка труда


В условиях быстро меняющегося рынка труда система среднего профессионального образования (СПО) сталкивается с необходимостью постоянной адаптации. Работодатели отмечают нехватку специалистов, обладающих релевантными практическими навыками, развитыми soft skills и содержательным портфолио. Студенты, в свою очередь, сталкиваются с барьерами для трудоустройства и трудностями совмещения работы и учёбы. 

Эти факторы способны влиять на престиж СПО и затруднять формирование эффективной экосистемы «образование ↔️ рынок труда», которая требует более тесного взаимодействия учебных заведений, бизнеса и государства, а также постоянной актуализации образовательных программ.

Настоящее исследование призвано выявить наиболее эффективные методы и подходы, которые способствуют профессиональной адаптации студентов, что позволяет учебным организациям СПО оптимизировать свои программы под нужды реального рынка.


Наша миссия


Мы стремимся обучать будущих профессионалов цифрового мира через воспитание счастливых личностей в свободной среде, чтобы выпускники колледжа IThub становились успешными востребованными специалистами в ведущих компаниях нашей страны и запускали собственные инновационные технологические стартапы. Текущее исследование подтверждает, что методология бизнес-ориентированного обучения позволяет повысить качество обучения студентов и способствует повышению престижа среднего профессионального образования в глазах общества и бизнеса.

 


В методологии IThub работодатель становится заказчиком образования


Методология бизнес-ориентированного обучения становится импульсом к изменению образовательной парадигмы в профессиональном образовании, где работодатель становится заказчиком образования. Она позволяет выпускать специалистов в области информационных и креативных технологий, соответствующих уровню профессионалов медианного опыта работы от 1 до 3 лет.


 

Цели исследования


Данное исследование анализирует долгосрочное социальное и экономическое воздействие методологии бизнес-ориентированного обучения, применяемой в колледже IThub, с целью определения её эффективности и перспектив развития.

Задачи исследования

 

  • Выявить мотивационные факторы и барьеры, влияющие на трудоустройство студентов.
  • Получить структурированную обратную связь от всех стейкхолдеров.
  • Оценить эффективность принятых управленческих решений в контексте подготовки выпускников к современным требованиям рынка труда.
  • Проанализировать социальное и экономическое воздействие методологии бизнес-ориентированного обучения с точки зрения её эффективности и перспектив развития.

Объекты и дизайн исследования

 

  • Оценка факторов, влияющих на успешность трудоустройства студентов и выпускников
      • Их личностные характеристики
      • Релевантность образовательных программ колледжа
      • Коллаборации с бизнесом и деятельность Центра карьеры колледжа
  • Восприятие стейкхолдеров: Изучение мнений и ожиданий всех заинтересованных сторон (студенты, родители, преподаватели, работодатели, партнёры) относительно качества образования, его соответствия рынку труда и эффективности работы IThub. Анализ обратной связи для выявления сильных и слабых сторон, а также потенциала для развития.
  • Управленческие решения, влияющие на образовательный процесс.
  • Импакт-миссия IThub: Оценка достижения миссии IThub по подготовке высококвалифицированных и востребованных специалистов. Анализ уровня трудоустройства выпускников, их карьерного роста, уровня заработной платы и отзывов работодателей.

 

 

Результаты исследования


В ходе исследования личностных характеристик студентов, влияющих на успешность их трудоустройства, были выявлены следующие ключевые аспекты: 

  • Несмотря на молодой возраст, студенты колледжа IThub уже сформировали свои ключевые ценности, где семья и финансовая независимость стоят на первом месте.
  • Работу студенты рассматривают прежде всего как источник дохода, путь к независимости, возможность для личностного роста и способ заниматься любимым делом.

 

 

 

Также были определены ключевые барьеры для трудоустройства студентов во время обучения и разработаны соответствующие стратегии. Эти стратегии направлены на подготовку специалистов с практическим опытом и развитыми гибкими навыками, что отвечает запросам общества и бизнеса.

 

 

Ключевые барьеры разных сегментов респондентов и влияние методологии IThub:

 

  • Студенты, испытывающие тревогу за будущее, нехватку опыта, сложности совмещения учёбы и работы.

 

  • Работодатели, терпящие издержки на дообучение новых сотрудников, не доверяющие стандартным программам СПО.

 

  • Родители, сомневающиеся в качестве образования, обеспокоенные перспективами детей.

 

  • Преподаватели и сотрудники, чувствующие необходимость перестройки методик своей работы под новые реалии рынка.

 

 

Ключевые выводы и рекомендации исследования:

 

СТУДЕНТЫ

1/3 студентов IThub совмещают обучение с работой. При этом процент трудоустройства действующих студентов растёт от курса к курсу. Более половины из опрошенных респондентов имеют работу, связанную с изучаемой специальностью. Рекомендации по развитию этих трендов обозначены на слайдах:

 

 

Выпускники IThub обретают финансовую независимость, зарабатывая на 20% больше среднестатистического молодого специалиста после окончания колледжа. 

 

 

РОДИТЕЛИ

Современные родители, ориентируясь на образовательные программы, формирующие карьерную и профессиональную успешность, выказывают всё больше доверия к колледжу IThub.


90% родителей наших студентов имеют высшее образование и высокий социально-экономический статус. Доверяя нам будущее своих детей, они делают осознанный выбор в пользу нашей программы, видя в IThub эффективный инструмент для построения их успешной карьеры.

 

 

Сотрудничество IThub с компаниями-работодателями, выраженное в верификации и совместной разработке образовательных программ и организации стажировок для студентов, формирует позитивное восприятие бренда IThub среди родителей.

 

 

Благодаря фокусу на практических навыках и востребованных компетенциях, снижается родительская тревога за будущее ребенка. Открытость образовательного процесса, «цифровой след» обучения и постоянная обратная связь укрепляют доверие к качеству предоставляемого образования. Участие студентов в проектах, волонтёрской деятельности и других активностях развивает самостоятельность, ответственность и навыки сотрудничества. Родители убеждаются в заинтересованности их ребенка в учёбе, наблюдая его увлечённость и практическое применение знаний в реальных проектах.

 

РАБОТОДАТЕЛИ

Помимо актуальных hard skills компании ожидают от молодых специалистов развитых навыков коммуникации, командной работы, организаторских способностей, гибкости и адаптивности.

 

 

При этом в глазах работодателей студенты IThub уже сейчас выглядят как специалисты с высокой энергией, профессиональными навыками и ориентацией на результат: 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СОТРУДНИКИ 

Преподаватели и сотрудники колледжа вносят решающий вклад в его развитие. Для повышения эффективности их работы важно учитывать уровень их удовлетворенности условиями труда и перспективами профессионального роста. Регулярный мониторинг удовлетворенности кадров позволит своевременно выявлять и устранять потенциальные проблемы, способствуя созданию благоприятного рабочего климата. 

 

 

Подход IThub «измеряя, изменяй» опирается на доказательное развитие образования и управление на основе данных. Результаты исследований благополучателей (студентов, родителей, преподавателей, сотрудников и работодателей) используются для оценки эффектов управленческих решений и повышения эффективности подготовки специалистов и их трудоустройства. Такой опыт может быть полезен и другим образовательным инициативам.

 


Мы убеждены, что оценивать образовательные организации нужно не только по выручке или аккредитации, а по их реальному вкладу в развитие общества — по импакту. Наши решения основаны на измерениях, которые отражают истинные социальные изменения.

Присоединяйтесь!

  • Станьте студентом или частью команды IThub
  • Развивайтесь вместе с нами как партнёр
  • Предлагайте свои подходы к оценке импакта

Давайте обсуждать, измерять и менять мир к лучшему!

Прокрутить вверх